Воскресенье, 19.05.2024, 18:27

Открытый форум лоцманов сайта PILOTSERVICE

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная Это интересно - исторические, географические и проч.сведения - Форум Регистрация Вход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 8
  • 1
  • 2
  • 3
  • 7
  • 8
  • »
Форум » Разное » Это интересно » Это интересно - исторические, географические и проч.сведения ((история СПб, почему так названы и пр. и пр. и пр.))
Это интересно - исторические, географические и проч.сведения
RastorguevДата: Среда, 21.10.2009, 15:00 | Сообщение # 1
Старожил
Группа: Проверенные
Сообщений: 106
Статус: Offline
На сайте "300 лет ЛС СПб" было указано, что лоц. деятельность в СПб начинается с весны 1704 года. Хочу привести выдержку из книги "Кронштадская крепость" авторов Раздолин А.А. и Скориков Ю.А. :

"Пётр I посетил Кроншлот 7 мая 1704 г. Вместе с новгородским митрополитом и окружавшей его свитой он пересёк восточную часть залива и благополучно достиг форта. В тот же день состоялось его освящение "...Тогда наречена оная крепость Кроншлот, сиречь коронный замок, - писал Пётр в своём "Журнале", - и торжество в ней было трёхдневное".
Коменданту крепости была вручена инструкция по использованию артиллерии форта, ритуалу встречи судов и другим вопросам - первое своеобразное руководство для этого форта. Она наглядно отражала те задачи, которые решал форт в начале XVIII в.:
"1. Содержать сию ситадель с Божиею помощью аще случится до последнего человека и когда неприятель захочет пробиться мимо оной, тогда стрелять, когда подойтёт ближе, и не спешить стрельбою, но так стрелять, чтобы по выстрелянии последней пушки первая паки была готова и чтоб ядер даром не тратить.
2. Когда явятся нейтральные корабли под своими знамёны (котораго государства ни есть) и учнут приближаться к крепости, тогда в такой дистанции как мочно достать ядром стрелять без ядра, чтобы парусы опустил и якорь бросил, и буде онаго не послушает, то, мало погодя, стрелить мимо корабля, и если того не послушает, то, дождався, стрелять как по неприятелю. Надлежит же разуметь, чтобы от первого выстрела до второго с небольшую четверть было времени, дабы мог успеть якорь бросить.
3. А буде бросить якорь и приедет с которого корабля к ситадели в шлюпке шкипер и его и с ним будучих всех удержать за караулом честно; а тем временем послать от ситадели кого ж в шлюпках и велеть на корабле осмотреть везде и под нижнею палубою, нет ли каких людей тайно скрытых, также и оружия и иных всяких припасов; И КОГДА НЕ НАЙДЁТСЯ ПРОТИВНАГО, ОТПУСТИТЬ ОНЫХ И ВЕЛЕТЬ ИТТИТЬ, ПРИДАВ ЛОЦМАНОВ. А покамест с корабля в шлюпке к ситадели кто не приедет, то прежде от себя на корабль никого не посылать.
4. Когда который корабль пойдёт мимо ситадели, тогда надобно ему спустить по обыкновению формалстейль или гротмалйстель вместо поклона; а буде есть вымпел, подобрать, пока пройдёт ситадель; а из ситадели стрелять против их двумя пушками менее. И о сём, о прибирании вымпела и о спускании парусов, говорить им, как они приедут к ситадели.
5. Зело надлежит стеречься неприятельских брандеров;... ... ... Также и своего огня подобает опасатись, множества ради дерева."

Так вот где она наша историческая лоцманская база! Этакий 41-й причал XVIII века. biggrin Как ни крути, а это зело лучше чем маяк Толбухин! biggrin biggrin

Добавлено (21.10.2009, 15:00)
---------------------------------------------
Памятуя совет г.Submarinera, хочу продолжить...
Были ли у кого-нибудь моменты, когда капитан спрашивал вас о чём-то по ходу проводки (не касаемо непосредственно навигации), а эти вопросы ставили вас в тупик? Думаю были. Конечно можно сказать, что я на мостике для безопасности, а не как экскурсовод. И точка. Но только это не улучшит наших взаимоотношений с капитанами и помощниками. Предлагаю обмениваться такими вопросами и ответами. И пусть шведские и др. капитаны приходят в восторг от наших общих знаний. Ну и от ЭКС, конечно... Вот к примеру:
1) Откуда пошло название "Маркизова лужа"?
Это название самой восточной части Финского залива (до о.Котлин). Возникло в начале 19-го века в среде офицеров Балтийского флота. Происходит от титула главы Морского ведомства (1809 - 1828 г.г.) маркиза И.И. Траверсе (в оригинале Жан-Батист де Траверсе), при котором почти прекратились дальние морские походы, а плавания осуществлялись лишь в районе о. Котлин. По другой версии этот запрет маркиза распространялся только на учебные суда (и у него были на то основания), ну а курсанты-кадеты-гардемарины, как известно, во все времена были злы на язык, и клеймо "маркизова лужа" закрепилось.
2) Почему отмель называется "Лондонская"? (очень популярный был вопрос у землечерпалок)
Возникло вовсе не от большой любви к столице Объединённого Королевства, тем более, что повода для подобной любви официальный Лондон никогда не подавал. История до обидного проста. В 1714 году в Англии был куплен 54-пушечный линейный корабль "Лондон". Годом позже (по другим сведениям в 1719 году) он погиб во время шторма и выброшен на отмель, которая теперь носит его имя. После этого на Котлинской косе был построен каменный маяк взамен зажигаемых в фонарях огней. Этот маяк обошёлся казне в 16 тыс. руб.
3) Почему ворота "Золотые"? (думаю самый распространённый вопрос)
Точных данных нет. С одной стороны, когда открыли морской канал (1885 год), то на северной дамбе было построено здание таможни. Таким образом, деньги (золото) взималось, как бы, именно с проходом этих ворот.
С другой стороны, строительство канала (и ворот, как его составной части) оказалось действительно "золотым" для одного из его создателей, для Николая Ивановича Путилова. Он попросту разорился на этом деле. И только внезапная смерь от инфаркта (18.04.1880) избавила этого замечательного человека от позора и долговой тюрьмы. Похоронен он, согласно завещания, на Турухтанных островах, чтобы "от могилы был виден канал" (по другим сведениям, в часовне на берегу недостроенного канала) .
Но может, у вас есть ещё другие версии. Было бы очень интересно услышать.
В любом случае, давайте вместе отвечать на вопросы, которые интересуют капитанов, проводимых нами судов.

 
SubmarinerДата: Среда, 21.10.2009, 18:36 | Сообщение # 2
Старожил
Группа: Проверенные
Сообщений: 190
Статус: Offline
Ну, как тут не сказать слова благодарности за полезную информацию г-ну Rastorguev.
 
DrAlexДата: Среда, 21.10.2009, 21:00 | Сообщение # 3
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1591
Статус: Offline
В БМП слышал легенду, что в стародавние времена отсчет валютных копеек начинался именно от надписи "ЛЕНИНГРАД", потому и ворота - ЗОЛОТЫЕ.

"То, что не убивает нас, делает нас сильнее."
Ницше, Фридрих Вильгельм.
 
Д_ФениМор_КуперДата: Четверг, 22.10.2009, 19:11 | Сообщение # 4
Старожил
Группа: Друзья
Сообщений: 120
Статус: Offline
С-1 слышал,как-то назвали "Бриллиантовыми воротами"

Настоящему индейцу завсегда везде ништяк...
 
DrAlexДата: Пятница, 23.10.2009, 11:15 | Сообщение # 5
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1591
Статус: Offline
Судя по тому, что пишут в прессе о финансировании этой стройки века, получается, что не только С-1, но и вся дамба сложена из драгоценных камней, скрепленных золотым песком, впрочем, к данной теме это не относится...

"То, что не убивает нас, делает нас сильнее."
Ницше, Фридрих Вильгельм.
 
RastorguevДата: Вторник, 27.10.2009, 15:23 | Сообщение # 6
Старожил
Группа: Проверенные
Сообщений: 106
Статус: Offline
# Думаю, что многие из нас неоднократно слышали от капитанов судов нарекания по-поводу самого существования закрытой части Морского Канала. Мол, давно пора его "помножить на ноль", только мешает и создаёт дополнительные трудности. Эти трудности и сами мы прекрасно знаем, особенно во время разводки. Действительно, нужны ли Северная и Южная дамбы закрытой части СПб МК и для чего их построили?
Если держать в уме, что наши предки ничего просто так не делали, то ответ на первую часть - нужна. Едва ли им просто было лень или дорого вывозить извлекаемый грунт в другое место. Во-первых, в Кронштадте зимой, когда производили подобные работы, то даже прорубали во льду ледовые каналы до 100 метров в длину и с помощью простых лебёдок оттаскивали гружёные баркасы в сторону от возводимых построек. Так что упорству этим людям было не занимать. И во-вторых, а почему дальше не стали делать? "Сломались"? Да и количество и качество материалла, которое ушло на постройку дамб, не совпадает с извлечённым. Самый простой ответ - чтобы канал "не замывало"... Действительно так. Но откуда "не замывало"? Из Невы? НЕТ! Логично предположить, что самые большие "намывы" должны происходить на Малоневских створах и на Корабельном канале. Но, закрытая часть находится в стороне от основного "намыва", да и там его что-то не особенно заметно. Дело вот в чём (сразу прошу меня поправить, если ошибаюсь или привожу неверные данные): Для Невской Губы очень характерен перенос больших масс песка в направлениях север-юг в поверхностном (а не в придонном) слое воды от "нуля" Кронштадтского шутштока и до глубин, примерно, 2,5 - 3 метров. Посмотрите на карту (или экран ЭКС). Эти глубины и ограничивают дамбы закрытой части! И тогда тем более понятно, почему Северная дамба простирается несколько дальше Южной. Так что, нарушая скоростной режим мы разрушаем, увы, дамбу и даём дополнительную работу зем.снарядам. А предки наши были зело умны и прозорливы. И лихо умели "приятно" удивлять шведских капитанов..., особенно генералов..., особенно под Полтавой.
# Самый глупый вопрос: (показывая на собор Петра и Павла в Петергофе) "Это и есть знаменитый дворец?"
Ответ прост, но собор заслуживает, чтобы о нём знать. Идея создания собора - 1893, освещение - 1905 год. Надо сказать, что к тому времени в Петергофе уже было около 13 церквей. Для пригорода много, но большинство из них были закрыты для простого народа (дворцовые церкви, военные и проч.). Высота собора 70 метров + естественная возвышенность вокруг. Это дало идею создателю собора Султанову сделать смотровую площадку вокруг центральной главы собора (по примеру Исаакиевского собора), с которой хорошо выдны и Петербург и Кронштадт. И этим воспользовались немецкие войски во время войны - здесь была точка корректировки огня (У нас подобная была в Морском соборе Кронштадта). В дикие богоборческие годы собор закрыли, его хотели
взорвать. Спас его один человек (не помню точно кто, врать не буду, но спасибо ему большое). Он сказал, что взорвать - это всегда пожалуйста, но собор является навигационным ориентиром и нанесён на все карты, во все лоции и справочники. Одним словом, ребята, мы замучаемся давать корректуру, которая стоит больших денег. И, говорят, только это (жадность и ленность) и спасло великолепный собор в стиле московского церковного каменного зодчества XVI - XVII веков, в росписи стен которого принимала участие церковная артель села Палех!
 
DrAlexДата: Вторник, 27.10.2009, 22:36 | Сообщение # 7
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1591
Статус: Offline
А теперь все это по-англицки, чтоб действительно "приятно удивить" шведского капитана biggrin

"То, что не убивает нас, делает нас сильнее."
Ницше, Фридрих Вильгельм.
 
RastorguevДата: Среда, 28.10.2009, 11:08 | Сообщение # 8
Старожил
Группа: Проверенные
Сообщений: 106
Статус: Offline
Жестами и мимикой, дорогой Доктор! Жестами и мимикой, а ещё фонтанирующей энергетикой! biggrin
 
NoviceДата: Среда, 04.11.2009, 08:34 | Сообщение # 9
Интересующийся
Группа: Проверенные
Сообщений: 37
Статус: Offline
Коллеги, очень интересная тема! Спасибо!

Меня часто спрашивают про Форт Александр (Чумной) - Нашел в интернете целый сайт: http://www.nortfort.ru/alexander/
Там же можно найти информацию по другим морским фортам и крепостям. Кроме того, есть возможность прочитать сайт на Английском языке, дополнив жестами и мимикой по своему усмотрению. biggrin

Для тех, кому "лень идти по ссылке":
================================================
Форт был построен 1838-45 гг по проекту и под руководством инженер-полковника Фон дер Вейде. Задачей форта был контроль над Южным фарватером системой перекрестного огня совместно с фортами Петр I, Рисбанк (Павел) и Кроншлот.

Форт выстроен в форме "боб" размерами 90х60 метров, имеет 4 боевых яруса, на коих может разместиться 137 орудий, и приспособлен к ведению круговой обороны.

Форт был введен в строй 27 июля 1845 года. В этот день император Николай I посетил форт, "истребовали себе кушанье от рабочих и изволили одобрить, а также пожаловали рабочим людям по 50 коп. серебромъ".

Форт никогда не участвовал в боевых действиях, однако произвел большое впечатление на командующего союзной эскадрой адмирала Непира во время Крымской войны (впрочем, надо сказать, что основные неприятности для англичан в Финском заливе в ту пору доставили не пушки, а морские мины в сочетании с ряжевыми преградами).

В 1860-х гг с распространением нарезной артиллерии, взамен гладкоствольной, форт утратил свое боевое значение, использовался в качестве склада мин и боеприпасов и в 1896 г был выведен за штат.

В 1894 г. А. Йерсеном был открыт возбудитель чумы. Тогда-же в России была создана "Особая комиссия для предупреждения чумной заразы и борьбы с нею в случае ее появления в России" - КОМОЧУМ. Председателем комиссии назначили принца А.П.Ольденбургского.

Форт Александр был идеальным местом для организации чумной лаборатории - полная изоляция и вместе с тем, не далеко от города. 26 января 1897 года форт перешел в ведение Института Экспериментальной Медицины. Первым заведующим стал ветеринарный врач М.Г.Тартаковский

Сотрудники противочумной лаборатории у ворот форта (1910-е гг) и
нынешнее соcтояние этих ворот (то есть ворот - нету)

В форту было устроено два отделения - заразное и незаразное, был целый зверинец, в том числе до 16 лошадей, из крови которых вырабатывали противочумную сыворотку. Имелись помещения для жилья и отдыха, а также для приема гостей и проведения научных конференций. Допуск на форт был строго ограничен. Сообщение с внешним миром усуществлялось параходиком под названием "Микроб".

Кроме чумы здесь также изучались и вырабатывались сыворотки против других опасных болезней - сыпного и возвратного тифа, столбняка, холеры, дизентерии и скарлатины.

Работа в лаборатории была смертельно опасным делом. Несмотря на строгий распорядок, здесь было две вспышки чумы - в 1904 и 1907 гг. Среди погибших - В.И.Турчанинов-Выжникевич, зав лабораторией. Тела сжигали здесь же в кремационной печи форта.

В 1917 году лаборатория была расформирована, оборудование вывезено. Форт попал в руки военных. Видимо, некоторое время здесь были какие-то склады, возможно даже что-то вроде гауптвахты (странные бетонные помещения третьего яруса).

В настоящее время форт, как у нас водится, заброшен. Все железо - бронедвери, лестничные перила, механизмы, водопроводные трубы и ворота срезано заподлицо. Какое-то количество цемента и 2-3 поддона нового кирпича завезено и раскидано по форту. Налицо следы недавнего пожара. Известно также что иногда местными властями форт сдается под т.н. open-air - танцы, музыка, пиво (аренда 1000$/ночь).
=========================================


Addicted to C9H13NO3. I have strong tendency to throw myself out of a'plans.
 
фдучДата: Четверг, 05.11.2009, 08:55 | Сообщение # 10
Старожил
Группа: Проверенные
Сообщений: 74
Статус: Offline
Получается, что только шведские капитаны такие любознательные?
 
NoviceДата: Четверг, 05.11.2009, 17:41 | Сообщение # 11
Интересующийся
Группа: Проверенные
Сообщений: 37
Статус: Offline
Не только! Еще и немецкие капитаны так же были любознательны.... только это было давно.... в 1941....хотя... после 1945 они интересоваться стали реже! wacko (шутка)

На самом деле у многих вызывает интерес, а рассказывать или нет.... это как в том анекдоте:
- А какая глубина у этого причала?
- Понятия не имею! Я лоцман, а не водолаз!

Всем хорошего дня!


Addicted to C9H13NO3. I have strong tendency to throw myself out of a'plans.
 
RastorguevДата: Четверг, 05.11.2009, 20:17 | Сообщение # 12
Старожил
Группа: Проверенные
Сообщений: 106
Статус: Offline
Фдуч! Интерес, действительно, проявляют многие. Но многие и с оттенком превосходства. Так один капитан-француз заметил, стоя спиной к форту "Император Александр I", что смотрите, мол, и у вас есть что-то вроде форта Боярда... Объяснил, что это "что-то" на самом деле даже больше по размеру форта Боярд, да и строилось в условиях, которые ну ни как нельзя сравнивать с французскими! Да и конструктивно он гораздо лучше. Чего только стоит пораболлическое основание форта "Александр", благодаря которому волны и лёд (!) не наносят ему вреда. Да и многое другое. Но настоящий шок он испытал, когда узнал, что руины южнее фарватера были некогда фортом "Император Павел I", размеры которого в 2 (!) раза превосходили "Александр" и более чем в 2 раза по вооружению. Что на этом, увы, бывшем форте были жилые казармы для офицеров, матросов и служащих, была своя артезианская скважина, прачечная, бани (а не баня), хлебопекарня, ядрокапильные печи и многое другое. Говорят, был даже кинотеатр. Вот где было уважение! Но не к нам... К нашим предкам.

Novice! Насколько я знаю, на "Александре" не было гауптвахты (разве только при большевиках. Те, ох, как любили обустраивать всяческие тюрьмы!). Была в конце 19-го века морская следственная тюрьма на "Павле" до того как его перепрофилировали под склад различной взрывчатой дряни. И ещё. У восточной части острова Котлин можно увидеть Пороховой погреб морского ведомства. Так вот, в 1904 году его аннулировали, а в его казематах устроили тюрьму для тех, уже осуждён и приговорён к смертной казни, но - помилован по Высочайшему повелению. Предназначалась только для морских чинов, естественно. Кстати, подобной участи не избежал и упомянутый выше форт Боярд. Только там была тюрьма для политзаключённых, конкретно.

По поводу минных ограждений. Именно в Кронштадте это "чудо войны" было использованно впервые. В том числе, системы господина Нобеле. Этот господин заключил договор с Русским правительством, что всё подорвавшееся на его минах - его собственность. Но жадность, господа, жадность! Предвкушая заранее поживу, Нобель не захотел "сильно уж портить" своё будущее имущество и своевольно снизил заряд мин почти в 2 раза. Ну и как итог - подорвашвиеся-то были, но получили совсем незначительные повреждения и смогли уйти своим ходом. Впрочем, и этого вкупе с грозным видом новых Кронштадских фортов хватило англо-французской эскадре, чтобы отказаться от затеи штурмовать Кронштадт. Даже мысли о подобном баловстве больше не возникало. biggrin

 
NoviceДата: Пятница, 06.11.2009, 21:32 | Сообщение # 13
Интересующийся
Группа: Проверенные
Сообщений: 37
Статус: Offline
Уважаемый Господин Rastorguev,

Респект Вам за интересный мессадж! Мэни сэнкс!

Не смог найти размеры Французского Байярда (вроде и американский какой-то есть) - интересно сравнить наш Чумной и Французский Байярд - что больше? Если есть инфа - спасибо заранее!

Насколько наслышан, все форты были созданы для того, чтобы стрелять с перекрышем гладгоствольной артиллерией - поэтому они стоят так близко друг к другу - каждый форт имел арсенал - долговременное хранилище боеприпасов. Все форты - искусственно сделаны (artificial).

Подскажите, а откуда взялось название "Синефлагская Мель"?

Заранее благодарен,

Всем хороших выходных и удачи!
С уважением!


Addicted to C9H13NO3. I have strong tendency to throw myself out of a'plans.
 
DrAlexДата: Суббота, 07.11.2009, 13:26 | Сообщение # 14
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1591
Статус: Offline
г.Novice,
Вам спасибо за интересный сайт http://www.nortfort.ru/.
По весне что-то можно будет и посмотреть своими глазами, благо до Сестрорецка и Белоострова ехать недалеко.


"То, что не убивает нас, делает нас сильнее."
Ницше, Фридрих Вильгельм.
 
RastorguevДата: Воскресенье, 08.11.2009, 13:15 | Сообщение # 15
Старожил
Группа: Проверенные
Сообщений: 106
Статус: Offline
г. Novice!
Большое спасибо за интересный вопрос! К сожалению знаю про это крайне мало, но спешу поделиться и этим...

Когда гружёные суда подходили к порту под разгрузку (имеется ввиду время до постройки и открытия Морского канала), то они бросали якоря и поднимали на мачте флаг синего цвета, который означал "Мне необходим буксир для постановки к причалу!". Суда эти назывались, в своём большинстве, "лайбами". Это относительно небольшие одно- или двухмачтовые баржи с дровами, картофелем, песком, проч. снедью для нужд города. Как правило, занимались этим финские и эстонские негоцианты. Вот такая интересная версия.
Белая мель, которая находится южнее была так названа по цвету воды над ней (по другой версии, по цвету, каким её рисовали на картах того времени), а затем это название (белый) успешно перешло и на остров, который намывали в 60 - 70 годах прошлого столетия специально для водоочистных сооружений.

Знаю одно, о названиях наших мелей и отмелей можно писать целую книги. И поверьте, она не будет скучной!

Добавлено (08.11.2009, 13:15)
---------------------------------------------
К сожалению, никак не могу найти размеров форта Боярд, просто из уголком памяти настойчиво всплывает, что "наш-то уж всяко больше". Вот такой доморощенный патриотизм в перемешку с какими-то воспоминаниями...

Наш "Александр" действительно имеет "родственников" чуть не по всему свету. Это и, уже надоевший, форт Боярд и, как правильно заметил г. Novice, форты на отмелях побережья Северной Каролины в США и уж совсем маленькие по размеру форты английской военно-морской базы в Плимуте. Всё это, так называемые, каземативные форты, форты предназначенные для гладкоствольной артеллерии, где плотность огня достигалась колличеством пушек. Для сравнения: форт "Александр" - по разным оценкам 103 / 137 орудий (его ещё называли "74-пушечный фрегатный дом" (?)); форт "Павел" - 380 (!) орудий; а вот построенный уже в начале 20-го века форт "Тотлебен" - всего 20 потому как для нарезного орудия.

Однако если возвращаться к плотности огня, то её было трудно добиться даже с такими фортами-исполинами. Для этой цели, в предверии Крымской компании и опасности прорыва большой вражеской эскадры мимо ещё не до конца отстроенных фортов, было решено переделать батарею в Средней гавани. Как вы понимаете, я имею ввиду батарею "Князь Александр Меньшиков". В то время она была каменно-деревянной и была одноярусной.
То что мы видим сейчас, увы, слёзы. Новая батарея имела три закрытых каземативных яруса и один открытый, две полубашни с флангов (одна для боеприпасов) из-за чего вся батарея в плане представляла несколько укороченную букву "П". Расчитана батарея была на 44 - 48 орудий. Если учесть, что огонь этой батареи по отношению к фарватеру был бы прямо фронтальным, то англо-французскому флоту (да и любому другому !) мало явно не показалось бы.
Т.к. новая батарея была явно массивнее и много тяжелее, то фундамент решили укрепить. Для этой цели со стороны гавани и, надо полагать, со стороны канала были сделаны подводные контрофорсы с отсыпкой из камня. Вот они-то и представляют теперь опасность для судовождения. Особенно если поворачивать чисто по ЭКС...
Уже после окончания II мировой войны батарею разобрали до того вида, который мы лицезреем сейчас. Причина? Увы, мне она не известна. Возможно это сделали для получения доп. строительных материалов, а возможно предвосхитили наших коллег, которые вылетали-таки на бедную батарею - ведь будь она на те моменты 4-х ярусной, кто знает выдержал бы фундамент таких передряг или нет... biggrin

 
Форум » Разное » Это интересно » Это интересно - исторические, географические и проч.сведения ((история СПб, почему так названы и пр. и пр. и пр.))
  • Страница 1 из 8
  • 1
  • 2
  • 3
  • 7
  • 8
  • »
Поиск:

Copyright DrAlex © 2024